Вчера наткнулась на YouTube на разбор последнего сезона и ругань на все серии скопом (кроме серий "75 ярдов" и "Бум"), а сегодня мне спросонья пришла в голову забавная мысль о том, что сезон всё-таки объединен одной темой, пусть и не так явно, и, возможно, без желания показать именно это
. И тогда даже финальная насмешка с матерью Руби во всё это прекрасно вписывается. Потому что сезон в этом свете получается довольно ироничным.
читать дальше со спойлерамиВот первая серия - "Космические младенцы". Что тут на поверхности? Детская ферма в виде космической станции, космические младенцы в колясках, брошенные всеми, за которыми присматривает одна нянька, а пугает их Бука из соплей
. А если глянуть глубже... Во-первых, Рубатон Блю и "компенсатор бабочек". Это такая милая шутка в самом начале, и в то же время намек - всё можно отмотать назад одним движением рубильника. Как "выйти без сохранения" в компьютерной игре - и вот, бабочка снова жива, а Рубатон превратилась в Руби. Во-вторых, сами космические малыши - они не растут, они застряли в колясочках, слюнявчиках и бутылочках. Они управляют космической станцией, но остаются младенцами. Они бы могли быть шестилетними детьми, как им и положено, но они так и не выросли
. И только няня, единственный взрослый на космической станции, знает, что запасы кислорода и пищи тут не бесконечны. И Бука из соплей - станция создала Буку во время сбоя, он создан по фантазиям малышей. Итого, в финале получается, что станция под управлением младенцев летит черт-те куда на тяге содержимого подгузников
. И, конечно же, в компании с Букой - потому что младенцы не в силах избавиться от собственных заблуждений, а за них никто этого не сделает. И еще интересный момент в серии - Доктор не дает выкинуть Буку в космос, говоря няне: "Он тоже твой ребёнок, Джоселин!". Действительно ли Бука был создан только из носовых бяк ? Или машина использовала еще что-то, а носовые бяки - только прикрытие
? Доктор разглядел настоящего Буку, когда передумал его убивать, но зрителям не показали, что там увидел Доктор
.
Вторая серия - "Дьявольский аккорд". Тоже такая простенькая, даже мультяшная серия - появилось дитя Игрушечника, Маэстро, украло всю музыку и нужен был только один правильный аккорд, чтобы его изгнать и не дать уничтожить мир. А если заглянуть глубже, то боюсь, кое-кто бы сильно ругался
. Потому что если глянуть на серию под другим углом, то бездарные "они" похитили отличные песни и музыку у талантливых людей, заглушая даже проверенные временем песни своей какофонией. И в конце - робкая надежда, что талант и "правильный" аккорд наконец-то изгонит эту какофонию, вернет старые песни и не даст миру погибнуть без хорошей музыки. Ну или просто намек: "Слушайте хорошую музыку, не слушайте бездарностей"
. И, самое главное, - пролом четвертой стены. Вот именно тогда, когда Доктор сражается с Маэстро. Еще чуть-чуть шатнуть "реальность" мира.
Третья серия, "Бум" , это вообще шикарно. Во-первых, в очередной раз проехались по военным корпорациям. Во-вторых, прямо в лоб выдали "военным корпорациям плевать на жертвы, когда включается алгоритм войны - включается алгоритм допустимого уровня потерь". В-третьих, война с самими собой, этакая всепланетная стрелялка, тоже была эпична. И опять же, что реальнее - пустая планета или война с невидимыми кастарионцами
? Англиканцы за своими заблуждениями не разглядели пустой планеты и долго бы еще воевали сами с собой, если бы не Доктор
.
Четвертая серия, "73 ярда". Она вообще самая сумбурная из всех, потому что она создана из... Страхов Руби
. И это ее воплотившийся страх бредет за ней повсюду, на расстоянии 73 ярда, отпугивает всех, начиная с ее матери и заканчивая Кейт и тем сенатором. Почему? А просто потому, что Руби этого боится. И неважно в самом деле, что именно та странная женщина говорит о Руби всем встреченным. Это просто самая худшая реальность Руби, выкрученная до абсурда. Самое интересное тут - то, как Руби пугает сенатора с помощью неведомой женщины. Собственные страхи тоже можно использовать, и они могут весьма неожиданно повлиять на реальность.
"Точка и пузырь" - это вообще пик всей истории. Когда все жители Славновремени окружены пузырями соцсетей и буквально не видят под носом, как их приятелей едят слизняки. Это и информационные пузыри, когда не вписывающуюся в картину мира информацию просто смахивают с экрана, как Линди раз за разом смахивала Руби и Доктора. И столкновение с реальностью - очень хорошо показано, как Линди без своего пузыря пытается следовать привычкам и указывать дорогу сама себе, но раз за разом сталкивается со столбом и не может понять, в чем дело
. И то, как легко она сдает Точке Рикки Сентября (вспоминая начало сезона - бабочка, Рубитон, всё можно отмотать назад). И в финале жители Славновремени отказываются от помощи Доктора и отправляются в неизведанное по реке. Как космические младенцы на подгузниковой тяге
.
"Плут" - тут особое внимание я бы обратила на косплейщиков-чулдуров, а не на скандал, который устраивают Доктор и Плут
. Косплей - это перевоплощение в разные роли. Бал герцогини для чулдуров не реальнее, чем для Доктора и Руби - это не реальное прошлое, это такая сценическая площадка вроде площадки в сериале "Бриджертоны", который тоже высмеивается в этой серии, псевдоистория. Точно такой же псевдоисторией для Доктора и Руби была звукозаписывающая студия в другой серии. Реальную историю практически невозможно воспроизвести в современности
.
И финал - "Легенда о Руби Сандей" и "Империя смерти". Вот, теперь я думаю - насколько реален был Сутех, прицепившийся к TARDIS Доктора? Не был ли и он соткан из страхов Доктора, точно так же как та женщина из серии "73 ярда" была соткана из страхов Руби
? Настоящий Сутех, которого изгнал четвертый Доктор, был пусть и могущественный, но просто высокоразвитый инопланетянин, а никакое не божество. Он никак не был связан с Игрушечником и его свитой, и те его не знали и наверняка не боялись. В этом же Сутехе сплелось всё - и сам Сутех, и сущность равная Игрушечнику, и Зверь из тех серий с удами. Если же это была тварь из мира Игрушечника, прицепившаяся к TARDIS именно после победы Доктора над Игрушечником, напитавшаяся страхами Доктора, впитавшая всех самых сильных виденных им противников и принявшая облик Сутеха, то понятно, почему она не видела лицо матери Руби - потому что сам Доктор его никогда не видел
. Откуда страх Доктора мог знать то, что неизвестно ему самому. И в конце тоже Доктор не успел взглянуть на имя матери Руби - их слишком быстро притащили к Сутеху. И вымершая вселенная, и потеря TARDIS - это тоже страхи Доктора, которые становятся реальностью
. Даже Сьюзан Триад вписывается - сам Доктор говорил, что время относительно. Лже-Сутеху ничего не стоило подключиться к TARDIS и раскидать своих Сьюзан по всем местам, где она побывала. Тут тоже тогда повтор получается - Доктор в финале подцепил свой страх на крючок, воспользовался им, чтобы вернуть к жизни мир, а потом выкинул во временную воронку
. В реальности это конечно - что за чушь, "Что будет, если смерть сойдётся со смертью? Получится жизнь!". В духе - если выстрелить в труп, он ведь не оживет. А вот в мире, в котором можно поворотом рубильника оживить бабочку, в котором ничего необратимого не существует - почему бы и нет
?
И теперь к снегу, к музыке и прочим сверхъестественным штучкам, которые сопровождали Руби при упоминании ее матери и рождения. У меня тут два варианта. Первый более скучный - опять пролом четвертой стены и снег, который вызывался именно этим проломом, примерно как на спектакле дети кричат "Волк, уходи!" и волк уходит
. И второй интереснее. Теперь, когда Доктор оказался вовсе не одним из Повелителей Времени непонятно, какой силой он обладает. И какой силой обладают его страхи и его любопытство. Если его страх действительно породил того Сутеха, то его любопытство вполне могло породить снег и музыку, пусть и неосознанно.
А еще в последней серии был очень интересный эпизод - тоже почти проходной, как с Рубатон в самом начале. Когда Доктору надо было стабилизировать TARDIS из воспоминаний он отправился на неведомую планету, где странно знакомая женщина (очень похожая на Бел из серий с тринадцатой) дала Доктору ложку. И самое забавное, что это была именно ложка: "Немного металла, настоящего, а не из воспоминаний TARDIS." . Ложка настоящая очень забавно перекликается с ложкой ненастоящей
. И вписывается в финал "Именно так всё и бывает. Все войны, религии, истории любви. Мы наделяем всё значением. И пока всё мироздание крутилось вокруг неё, само её существование пересилило Повелителей Времени и богов ".
Итого получается, что весь сезон зрителей тыкают носом в то, что все застряли в своих пузырях, мелких реальностях - тех, где можно вернуть к жизни растоптанную бабочку и сделать вид, что ничего не было; где существуют злые Буки и бездарные Маэстро; в которых можно воображать, что другая эпоха отличается от современности только костюмами и декорациями; где можно просто смахнуть неприятную информацию и не замечать, что друзей уже давно съели и монстры уже близко; в которых можно даже вести войну ни с кем, буквально с самим собой и не видеть этого; в которых собственные страхи становятся огромными, застилают и (якобы) изменяют реальность
. Тех, где всё наделено значением и имеет какой-то смысл. А на деле всё это просто огромная космическая станция с младенцами, которые так и не выросли, но выполняют работу взрослых, она летит непонятно куда на тяге из подгузников, и нянефильтр никогда не пропустит в эфир ничего, что может огорчить или напугать детишек
. Даже если эта блип-ня может их спасти
. Очень ехидная идея, пусть и далеко не новая. Хотя как раз сейчас довольно актуальная
.
Хотя, возможно, никакой такой идеи и нет, а у меня просто включилась на полную фантазия с утра пораньше
.

читать дальше со спойлерамиВот первая серия - "Космические младенцы". Что тут на поверхности? Детская ферма в виде космической станции, космические младенцы в колясках, брошенные всеми, за которыми присматривает одна нянька, а пугает их Бука из соплей





Вторая серия - "Дьявольский аккорд". Тоже такая простенькая, даже мультяшная серия - появилось дитя Игрушечника, Маэстро, украло всю музыку и нужен был только один правильный аккорд, чтобы его изгнать и не дать уничтожить мир. А если заглянуть глубже, то боюсь, кое-кто бы сильно ругался


Третья серия, "Бум" , это вообще шикарно. Во-первых, в очередной раз проехались по военным корпорациям. Во-вторых, прямо в лоб выдали "военным корпорациям плевать на жертвы, когда включается алгоритм войны - включается алгоритм допустимого уровня потерь". В-третьих, война с самими собой, этакая всепланетная стрелялка, тоже была эпична. И опять же, что реальнее - пустая планета или война с невидимыми кастарионцами


Четвертая серия, "73 ярда". Она вообще самая сумбурная из всех, потому что она создана из... Страхов Руби

"Точка и пузырь" - это вообще пик всей истории. Когда все жители Славновремени окружены пузырями соцсетей и буквально не видят под носом, как их приятелей едят слизняки. Это и информационные пузыри, когда не вписывающуюся в картину мира информацию просто смахивают с экрана, как Линди раз за разом смахивала Руби и Доктора. И столкновение с реальностью - очень хорошо показано, как Линди без своего пузыря пытается следовать привычкам и указывать дорогу сама себе, но раз за разом сталкивается со столбом и не может понять, в чем дело


"Плут" - тут особое внимание я бы обратила на косплейщиков-чулдуров, а не на скандал, который устраивают Доктор и Плут


И финал - "Легенда о Руби Сандей" и "Империя смерти". Вот, теперь я думаю - насколько реален был Сутех, прицепившийся к TARDIS Доктора? Не был ли и он соткан из страхов Доктора, точно так же как та женщина из серии "73 ярда" была соткана из страхов Руби





И теперь к снегу, к музыке и прочим сверхъестественным штучкам, которые сопровождали Руби при упоминании ее матери и рождения. У меня тут два варианта. Первый более скучный - опять пролом четвертой стены и снег, который вызывался именно этим проломом, примерно как на спектакле дети кричат "Волк, уходи!" и волк уходит

А еще в последней серии был очень интересный эпизод - тоже почти проходной, как с Рубатон в самом начале. Когда Доктору надо было стабилизировать TARDIS из воспоминаний он отправился на неведомую планету, где странно знакомая женщина (очень похожая на Бел из серий с тринадцатой) дала Доктору ложку. И самое забавное, что это была именно ложка: "Немного металла, настоящего, а не из воспоминаний TARDIS." . Ложка настоящая очень забавно перекликается с ложкой ненастоящей

Итого получается, что весь сезон зрителей тыкают носом в то, что все застряли в своих пузырях, мелких реальностях - тех, где можно вернуть к жизни растоптанную бабочку и сделать вид, что ничего не было; где существуют злые Буки и бездарные Маэстро; в которых можно воображать, что другая эпоха отличается от современности только костюмами и декорациями; где можно просто смахнуть неприятную информацию и не замечать, что друзей уже давно съели и монстры уже близко; в которых можно даже вести войну ни с кем, буквально с самим собой и не видеть этого; в которых собственные страхи становятся огромными, застилают и (якобы) изменяют реальность




Хотя, возможно, никакой такой идеи и нет, а у меня просто включилась на полную фантазия с утра пораньше

@темы: Доктор Кто, сериалы, размышлялки