Вчера посмотрела рождественскую серию. После трейлера я была настроена несколько скептично, но серия оказалась просто чудесной. Я сомневалась, что из Филча выйдет хороший первый Доктор, но Дэвид Брэдли был так убедителен, что я поверила, что это именно первый Доктор. Но все-таки жаль, что техника еще не дошла до того, чтобы роль первого Доктора сыграл тот, кто играл ее с самого начала - Уильям Хартнелл.
Сама история просто восхитительная, а под конец - восхитительно-рождественская

. Мне она ужасно понравилась

.
Подробности со спойлерамиСамое начало - "В предыдущих сериях 709 эпизодов назад" и такие знакомые черно-белые картинки. Первый Доктор, Полли, Бен... И потом черно-белая картинка сменяется цветной, а лицо Уильяма незаметно сменяется лицом Дэвида. И первый Доктор покидает своих спутников и отправляется наружу, как и в старом сериале. И сталкивается с самим собой.
"Давным-давно на Южном Полюсе Доктор отказался регенерировать... Дважды."
И две эпохи перепутались, а некий капитан из времен Первой Мировой Войны оказался закинут на Южный Полюс в совсем другое время, вместо того, чтобы погибнуть в окопе. Этот призрак, явившийся капитану напомнил мне последнюю серию с четвертым Доктором, когда за ним всюду бродил призрак, что оказался его будущим воплощением.


Я так и думала, что первому Доктору не понравится то, что его последующие воплощения сотворили с TARDIS. Но тут он раскритиковал все - начиная от окон снаружи и заканчивая внутренним убранством. Первый Доктор даже заявляет, что его ограбили, и что новый вид TARDIS омерзителен: "Это полётная палуба самой мощной пространственно-временной машины во всей известной Вселенной, а не французский ресторан."
Вот что в этой серии получилось прекрасно - так это показать прошедшее время, разницу между временем, когда предпочел приключаться первый Доктор и когда приключался двенадцатый
. Охватить одним взмахом и смену эпох, и перемены в самом Докторе.
Первый еще привык полагаться на себя, на свои ощущения и свое зрение, а не на звуковые отвертки и звуковые очки
. Поэтому ассиметричность лица "Свидетельства" заметил именно первый Доктор, а не двенадцатый, лихорадочно исследующий все с помощью отвертки и очков.
А еще - когда эти "стеклянные дамы" показывали первому его будущее, первый был в ужасе, в то время как Билл - в полном восторге.
"-Доктор прошёлся по крови во всём времени и пространстве. У Доктора много имён.
- Разрушитель миров!
- Чёрт из Пандорики...
- Надвигающийся шторм.
- Тень Валеярда, Зверь Трензалора, Мясник Черепной луны, Последнее древо Гарсеннона, Разрушитель Скаро. Он Военный Доктор."

И мелочи - когда первый Доктор возмущался солнечным очкам в помещении, а двенадцатый шустро их сдернул с первого, стоило тому только заикнуться про "историю браузера"
. Шуточка первого, которую прекрасно понял капитан, но которая разозлила псевдо-Билл.
Обещание первого Доктора отшлепать Билл, когда та назвала двенадцатого ослом.
Намеки первого Доктора на то, что Билл стоило бы заняться уборкой TARDIS.
Ну и прочие мелочи, настолько естественные для шестидесятых прошлого века и настолько неуместно смотрящиеся в двадцать первом веке.
С одной стороны - Доктор в любом времени Доктор. С другой - первого я всегда представляла таким немного ворчливым дедушкой
. И для меня он прочно ассоциируется с 60-ми годами. И эта разница между двенадцатый - первый это как разница между 60-ми прошлого века и современностью. Не только Доктор прошел долгий путь до своего двенадцатого воплощения. Мы все прошли очень долгий путь с тех недавних и далеких времен, когда все было совершенно иначе. И естественное тогда кажется неприемлемым теперь, и по мне это хорошо
.
Полет на старой TARDIS первого Доктора - она выглядит несколько иначе, чем в первом сериале, но эти отличия незначительны. И - встреча Доктора с "Хорошим Далеком", которого одиннадцатый научил ненавидеть далеков, а не людей. И, пока двенадцатый выяснял, что же это за "стеклянные дамы", которые украли его TARDIS, первый беседовал с одной из них, что приняла обличье Билл. И - наконец-то сказали, что именно искал Доктор в самом начале:
"-К чему вы бежали?
<...>
- Есть добро и есть зло. Я покинул Галлифрей ради ответа на свой вопрос. При любом анализе зло побеждает. Добро – непрактичная стратегия выживания, которая требует преданности, самопожертвования и любви. Так почему же добро торжествует? Что поддерживает баланс между добром и злом в этой ужасающей Вселенной? Есть ли тут какая-то логика?
Некая таинственная сила?"
Хороший вопрос, и ради него точно стоило сбежать с Галлифрея... Чтобы стать той самой таинственной силой
.
"Свидетельство" ради разнообразия оказалось не очередной злобной организацией, а довольно-таки полезным местом, которое путешествует во времени, чтобы собирать воспоминания умирающих, а стеклянные аватары позволяют им вновь принимать телесный облик. Как Билл Потс.
"- Я знал, что ты ненастоящая.
- Заткнитесь, хватит этих глупостей. Разумеется, я настоящая. Во мне мои воспоминания. Значит, это я. Ну а кто мы все, кроме кучки воспоминаний? Я Билл Поттс. И я вернулась."
А потом капитана все-таки возвращают обратно, на поле боя, где и должна была закончиться его история. Капитан просит обоих Докторов приглядывать за его семьей и называет свое имя - Арчибальд Хэмиш Летбридж-Стюарт. Да, это даже для меня было неожиданностью.
И картинка оживает, и из окопов раздаются рождественские гимны. Рождество 1914 года и братание враждующих армий. Рождественское перемирие. И капитан Арчибаль остается в живых.
А первый Доктор прощается с двенадцатым, чтобы отправиться в свое время и регенерировать (и кончается это настоящей регенерация первого Доктора во второго в черно-белом варианте).
А двенадцатый еще немного прогуляется с Билл, вернет свои воспоминания о Кларе, попрощается с образами Билл и Нардолом...
"Билл: Я настоящая Билл! Жизнь – это просто воспоминания.
Я храню её воспоминания. Я это она."
"Доктор: Вы лишь воспоминания в стекле. Знаете, насколько я могу вас наполнить? Я вас разобью. Моё свидетельство вас разобьёт. Вы понимаете, на что похожа настолько долгая жизнь? На поле боя, вот такое... И оно пустое. Ведь остальные уже пали."
Вообще, это очень хороший вопрос - являемся ли мы своими воспоминаниями? Мне тоже стало любопытно - а если бы кто-то имел мой облик и все мои воспоминания, от самых первых до самых последних, был бы этот кто-то мной? Забавно, но я согласна с Доктором. Воспоминания, конечно, важны - но они эфемерны, легко исчезают в небытии и не являются сутью меня
. Воспоминания приятно доставать, как коллекцию марок или гербарий, перебирать моменты, но будет ли этот "гербарий" мною? Не думаю... Он будет не больше мною, чем увлекательная компьютерная игра или не менее увлекательная книга. Впрочем, что-то я опять расфилософствовалась и отвлеклась от серии
.
Доктор уходит в TARDIS и летит неведомо куда, и произносит свою прощальную речь - наставление себе будущему: "Мне нужно кое-что сказать. Сперва основные правила. Не будь ни жестоким, ни трусливым... и никогда не ешь груши! Помни... ненависть всегда глупа... а любовь всегда мудра. Старайся быть вежливым и всегда оставайся добрым. Да, и никому не говори своего имени. Его всё равно никто не поймёт. Кроме... Кроме детей. Дети могут его слышать... иногда... если им благоволят сердца, да и звёзды. Дети могут слышать твоё имя. Но больше никто. Никто и никогда. Смейся громко... беги быстро... и будь добрым. Доктор... я тебя отпускаю."
И двенадцатый чуть не разнес TARDIS регенерацией (или разнес?), а тринадцатая сразу после регенерации смотрит на мониторы и нажимает кнопку открытия дверей - мне думается, что это была именно кнопка открытия дверей или кнопка экстренной эвакуации. И вылетает из TARDIS вниз, к горящим вдалеке огням Лондона.
Тринадцатая Доктор... Я ждала ее с нетерпением, но она оставила после себя странное впечатление. Она слишком похожа на десятого, а он не относится к моим самым любимым воплощениям Доктора
. С другой стороны, когда Доктор регенерирует в кого-то типа десятого и пятого, то у него обычно происходит пострегенерационный кризис с длительным обмороком. А тринадцатая весьма деятельна сразу после регенерации, так что я надеюсь,что это будет только небольшое внешнее сходство. Разве что она хлопнется в обморок после того, как хлопнется с высоты
.

И все-таки мне любопытно... Четвертый разбился до регенерации, свалившись с высоты. Десятый - не разбился, но ему было лететь явно ниже, чем тринадцатой. Хочется посмотреть первую серию следующего сезона, чтобы понять, как тринадцатая осталась собой и не вошла в историю в облике Доктора-лепешки
. Что-то мне кажется, что TARDIS не сломается окончательно, и Доктор все-таки свалится внутрь нее, а не на землю. Ну, она еще может свалиться в Темзу, но там как-то высоковато даже для падения в воду.Да, этот рождественский эпизод понравился мне гораздо больше, чем предыдущая рождественская история с супергероями

. Эта серия какая-то более... Докторская

? Вопросы тут поднимаются очень даже нужные, и финал - оба финала, один с капитаном Первой Мировой, второй - с регенерацией Доктора, - были весьма хороши. А еще интересно было узнать, к чему первый Доктор сбежал с Галлифрея - если он, конечно же, в этот раз был честен

.