Помнится, в самом начале я ругалась на ужасное (даже не так - УЖАСНОЕ) управление, а сегодня с удивлением заметила, что автоматически щелкаю по нужным кнопкам . Но вообще с русскоязычной Dwarf Fortress гораздо проще, чем с англоязычной. Там бы я вряд ли так быстро привыкла.
А начну я с удивившего меня момента. Наступило лето, и вокруг прудов стали носиться какие-то серые блоки. Я решила, что это какие-нибудь враги в скрытности, навела на этот блок курсор и оказалось, что это рой комаров! Рой комаров, ну надо же, тут даже комары есть ! И они даже краснеют (наверное, когда напиваются дварфийской крови). Даже такие мелочи продуманы... Интересно, а другие насекомые там тоже есть ?
читать дальше со скринамиЧтобы осушить пруд и достать незадачливого рыбака я велела дварфам прорыть вот такой длинный туннель. В месте, где вход в крепость, я поставила дверь. В результате в крепость вода не попала, а рыбака и его куски отнесли на склад отходов (который я на тот момент так и не убрала из-под земли). Потом, когда пруд обмелел, я перекрыла проход стенами, и после очередного дождя он снова наполнился, и новый рыбак стал таскать оттуда черепах.
Под лестницей я настроила колонн, но теперь понимаю, что колонны придется убирать, а вместо них - строить стены. Надо было сразу строить стены, это проще, чем строить колонны. Колонны выглядят симпатично, но, как оказалось, они не слишком устойчивы .
Колонны помогли - теперь пол можно строить дальше. В следующий раз проведу эксперимент: что будет, если убрать колонну и поставить на ее место стенку ? Пол обвалится или не обвалится? В принципе, даже если и обвалится - невелика беда, у меня этого сланца по всей крепости тонны, уже на складе не умещается. Кстати, над пастбищем я стала строить решетки - через них должен проникать свет и растения не должны погибнуть, значит, животным будет что есть и на них никто не свалится. А вообще я думаю распродать все это безобразие, кроме личных питомцев дварфов и пары коров (мясо мне не нужно, у меня шесть дварфов в егерях, так что недостатка в мясе в крепости нет). Яки, северные олени, кролики, быки, коровы... Хоть ферму строй. Жаль, что травоядную живность нельзя загнать в подземный загон, там бы она была в большей безопасности. И да, надо запомнить, что свинью (точнее, поросенка) как раз можно и нужно загнать в подземный загон.
Построила дварфам храм, и теперь столовая почти всегда пустует, зато храм заполнен народом. Столовую я точно перенесу уровнем ниже, поближе к жилым комнатам. А вот храм даже не знаю - то ли перенести, то ли расширить, то ли насоздавать несколько храмов, по одному на каждое дварфийское божество... Кстати, почему-то не получается задать дварфам сделать статую дварфийского божества . Можно выбрать пункт "Исторические личности", но в исторических личностях полным-полно разных типов и без поиска там ориентироваться сложно.
Начала обставлять спальни - загрузила плотника заданием сделать кучу кроватей. Вообще я не понимаю нужды в менеджере и, наверное, выгоню его. В англоязычной версии от него явно есть прок, потому что там работает поиск по предмету. В русскоязычной версии поиск по предмету не работает и мне приходится вручную ковыряться в огромнейшем списке - куда проще задать мастеру бесконечное количество предметов и остановить, когда производство превышает все пределы разумного. Единственное, из-за чего я все-таки, наверное, не стану выгонять менеджера - возможность вызвать дварфа на рабочее место немедленно. Это довольно полезно.
А еще мне любопытно: есть ли смысл ставить двери в спальнях, или дварфам и так сойдет ?
Потом построила внизу еще больше спален и заделку под большую столовую (вдруг у меня будет просто огромнейшая толпа дварфов?). Напротив спальни будет еще один склад с едой и два помещения я выделю под кухню и пивоварню. Дварфы, оказывается, довольно быстро качаются. Я скачала Dwarf Therapist, но он на английском . Кое-кое как соотнесла все, что там написано, с русификацией. Выбрала наиболее подходящего бесполезного дварфа, вручила ему кирку и отправила копать комнаты. Ну как бесполезного: он егерь и потенциальный арбалетчик, но арбалетчик, который страдает от каждого убитого им зверька - плохой арбалетчик . Зато раскопки нравятся ему гораздо больше и после махания киркой он ходит довольный и счастливый. Надо будет проверять егерей на таких "пацифистов", и отправлять "пацифистов" копать камень или заниматься чем-то еще, к чему у них есть интерес. Ризен был всего лишь компетентным лучником, а опытным шахтером он стал практически в мгновение ока, прямо на глазах. Так он скоро догонит Шораста и станет легендарным шахтером, будут втроем копать так, что только кирки свистят . Надо будет еще парочку шахтеров им в помощь послать, да еще парочку кирок скупить... Чтобы им было чем копать.
Прибыл человеческий караван. Я впервые увидила караван на стадии прибытия и это меня впечатлило. У них настоящие повозки, а не просто вьючные животные, как в RimWorld! Это просто здорово. Первый караванщик ехал на буйволах, второй - на мулах, за ними - какой-то тип с копьем. О, и они наконец-то въезжают через мост, а не откуда-то сверху-сбоку... Значит, все ненужные склоны убраны и в крепость теперь просто так пешком не пробраться. Правда, караванщики пару раз ругались на "недоступное место", но они это зря. Крепость у меня снаружи небольшая, склоны, которые вдали от крепости, я не трогаю, так что караванщики вполне себе могут въехать с любой подходящей им стороны... За исключением тех склонов, что были в моей крепости.
Торговля оказалась не так проста, как я думала. Купцам почему-то не нравилось то, что предлагал им мой торговец, хотя я даже оставила торговцам выгоды монет в десять. Пришлось смотреть туториалы и постигать особенности торговли. Оказывается, впритык продавать нельзя, и нужно, чтобы выгода торговца была не меньше половины от суммы покупки . Еще можно схитрить, приведя торговца в благодушное настроение (купить что-то дешевое и дать торговцу вдвое большую цену), а потом он будет более благосклонен и не так быстро придет к состоянию "я с вами больше не торгую". Еще прочитала про забавный способ разобрать рынок, после чего все торговцы уйдут, а товар останется . Но решила не экспериментировать, а то еще торговцы обидятся, торговать не будут, а торговать с ними интересно, хоть и не очень выгодно . Кстати, любопытно, что им не слишком нравятся дварфийские поделки, зато они с удовольствием берут дварфийскую одежду. Ведь дварфийская одежда им определенно будет мала... Или они ее как детскую используют ? Человеческим торговцам я продала мула и бочку готовой еды, которая почему-то стоила аж 1000 монет. А вот поделки торговцев не впечатлили, увы. Древесный уголь я им не продавала, мне просто было любопытно, сколько он стоит . Стоит столько же, сколько старательно выточенные кольца и браслеты. Думаю, дварфов бы обидела такая оценка .
Пока я развлекалась с раскопками и торговлей, я совсем забыла про утонувшего рыбака, что валялся на складе отходов. Мистем обиделся, восстал из мертвых и пошел чудить в крепости. Ну и по мелочи: какая-то кошка привязалась к какому-то трехлетнему дварфенку, Тозид начал клепать шедевры один за другим, Райзена-два окончательно определили в шахтеры, а в крепость прибыла еще одна порция бездельников (включая еще двух детей). Небольшой скандал с "прекращает копать - прекращает положить на склад" связан с раскопками прудика, когда все дварфы удирали от вылившейся из пруда воды.
Я тоже обиделась и похоронила Мистема по соседству с ручным поросенком Цилобом (или ручным поросенком Цилоба? ), которого порвал на запчасти тот же оборотень (я насчитала на свалке пять частей этого поросенка ). Впрочем, Мистем не обиделся соседству и обрел покой в собственной могиле. Все-таки зря я его так рано похоронила, я же хотела поглядеть на призрака... Впрочем, ладно, а то еще неизвестно, что бы этот призрак начудил .
Посмотрела параметры Тоба. Похоже, ему все-таки досталась спальня с шедевральной кроватью - потому что спальня у него самая обычная, 3 на 3, а он считает ее очень хорошей. Впрочем, Тозид разучился делать обычные и плохие вещи, и теперь у него через раз шедевры выходят. Хех, Тоб нашел себе невесту. Будет забавно, если они поженятся и склепают еще одного дварфенка: никогда не видела совсем крохотных дварфят, все дварфята, которые пришли в поселение, уже умели ходить.
Кстати, о дварфятах. Три шахтера быстро докопали мне комнаты, и я сделала там что-то типа детского общежития по примеру RimWorld, и даже сделала там склад с игрушками. Но дети не желают жить в этом детсаду и расхватали себе отдельные комнаты (хоть я и назначила каждому дварфенку по кровати). Интересно, можно сделать так, чтобы дварфята жили исключительно в этой комнате и не занимали новых ?
Просматривала мысли Дишмаба, увидела странную строчку "Он чувствует отвращение после того, как был вынужден наблюдать медленное угасание брата/сестры". И дальше - что его шокировала гибель Мистема. Так и не поняла: эта строчка про угасание относится к Мистему? Но какое там медленное угасание, оборотень порвал его в клочья, а обрывки пошли на дно пруда. Если это у дварфов называется медленным угасанием, то что же тогда быстрое? Или у Дишмаба были еще какие-то брат или сестра? Но в крепости кроме Мистема никто не погиб...
Потом прибыли дварфы, и они тоже прибыли на повозках. Привезли кучу семян, которых так не хватало фермерам, и немного висмутовой бронзы. Странно, что из нее не вышло сделать кирку в кузне . Или из нее нельзя делать кирки, или она называется там как-то иначе...
А потом я заметила, что дварфы что-то зачастили к ручью и ругаются на отсутствие колодца. Посмотрела - вроде бы они все более-менее здоровы, зато пивовар отлынивает от работы . Послала пивовара варить пиво, дварфы от ручья отлипли, а я призадумалась о колодце.
Поскольку поить дварфов болотной водой плохая идея, я решила провести ручей к крепости. Проделала вот такую штуку, потом сверху пробила дыру - и вот он, колодец свежей воды из ручья прямиком в крепости. С одной стороны, из колодца могут лезть гады, с другой - там глубина не ниже 7, все гады, кроме водоплавающих, потонут .
Долго не могла разобраться, какое открытое пространство нужно колодцу, пока не почитала Dwarf Fortress Wiki. Поняла, что колодцу вполне себе логично нужен проход к воде и разобралась, зачем надо рыть каналы. В результате колодец стал на место, как положено, и дварфам теперь не надо бегать из крепости к ручью, чтобы пить воду.
И просто небольшая статистика. Да, с броней и одеждой пока что никак, зато есть много семян наземных растений. Жаль, что они не растут под землей. Три шахтера, три древореза, уже восемь егерей, два кузнеца, почему-то нет ювелиров, пять ремесленников (интересно, откуда?), две штуки знати, два рыбака, аж восемнадцать фермеров и четыре дрессированных собаки. Всего в крепости 43 животных, в основном это собаки. Точнее, щенки. Надо будет пару псов подкастрировать, иначе у меня случится щенкострофа .
И на этом бы я закончила, если бы не заметила вот эту парочку прямиком на дереве. Накаркала, называется . Интересно, что они там забыли ? Ладно бы егеря, но это были мясник и прядильщик. Когда я их заметила, они уже были голодны и обезвожены. Пришлось отвлекать от всех занятий лесоруба и посылать его рубить эти деревья. Причем рубить срочно, очень срочно, потому что Когсак (мясник) была уже в критическом состоянии.
И если Когсак после падения просто встала, отряхнулась и побежала сначала к колодцу, а потом в столовую, то прядильщику Домасу досталось на славу. Изуродованные плечи, переломанные ребра, ушибленные внутренние органы... Я решила, что теперь уж точно пришло время строить больницу - не бросать же Домаса в русле ручья, раз уж он был спасен. Весной там и утонуть можно.
Временный госпиталь я устроила неподалеку от колодца - поставила там кровать и назначила местность больницей. Дварфы довольно быстро перенесли Домаса из русла ручья прямиком в больничную кровать. Тем временем некий Абан был избран мэром. Хотелось бы знать, зачем дварфам нужен мэр . Так Содел остался немного не у дел.
Потом прибыл караван эльфов. У них не оказалось ничего полезного (а мне бы точно не помешал гипс) , так что я сбыла эльфам парочку животных и несколько деталей от инструментов, а у них выкупила все фрукты, раз уж у них кроме глины и дерева нет ничего. "Высокоэтичная" работа меня опять насмешила, потому что склад дерева был забит больше, чем склад камней, а это вряд ли считается высокоэтичным по эльфийским меркам.
Ткач Локум заперлась в швейной мастерской и создала льняную юбку-артефакт. В отличие от молота юбка оказалась на складе и я смогла прочесть ее описание. Ну что ж, теперь я знаю, откуда в RimWorld такие безумные описания предметов . Льняная юбка, инкрустированная янтарными опалами, лентами тростника, древесиной кедра, да еще и с шипами из льна, веревочного тростника и цитрина. Впрочем, я рада, что Локум нашла все ингредиенты для своей безумной юбки. Уж лучше еще один артефакт и легендарный портной (хм, а зачем вообще нужен легендарный портной?), чем свихнувшиеся дварфы и пополнение в гробницах.
Тем временем я разобралась в особенностях дварфийской медицины, сделала обычный стол, назначила главного врача, диагноста, перевязчик и костоправ уже были, а в хирурги я отправила бывшего мясника. Мясников у меня двое, и у мясника точно будут нужные навыки . Ни у кого из "врачей" не было никакого опыта в лечении болезней, однако диагност довольно бодро диагностировать у Домаса сложный перелом правого плеча, разрыв мышцы и переломы ребер. Удил, бывший фермер, осмотрел больного, сшиватель помыл его, Когсак, мясник, провел операцию и восстановил кости, а потом костоправ установил шедевральную шину из древесины хурмы на плечо Домаса, от чего тот был просто в восторге . Странно только, что его плечо и ребра до сих пор сломаны. Хотя, возможно, для реалистичности они будут сломаны еще некоторое время, пока не срастутся.
С очередным караваном прибыл некий Фикод - торговец, у которого оказалось гораздо больше полезных для торговли способностей, чем у шахтера Содела. Содел за время торговли развил только навык оценщика, а вот у Фикода целый набор: увещеватель, посредник, оценщик намерений, оценщик, лжец, устрашитель, болтун, комик, льстец, утешитель и миротворец. Думаю, с ним торговля станет чуть выгоднее и торговцы реже будут удирать с рынка сверкая пятками . Для сравнения - параметры Содела и параметры нового торговца. А еще параметры нового мэра. Ничего себе талантище! Неудивительно, что он потеснил Содела. Думаю, от этого дварфа как от мэра пользы будет побольше . Тем более, что Содел не особо властолюбив и с удовольствием займется шахтерским ремеслом и ювелирным делом, не отвлекаясь на торговлю и управление крепостью .
Народу в крепости становится все больше, и уже пора строить большие комнаты для управляющих дварфов. Мэр, например, уже ругается на стандартную клетушку . В принципе, я не понимаю, зачем крепости мэр, потому что крепость и без мэра жила хорошо. Впрочем, пусть будет. Забавно, что первое задание от мэра было каменщику - он заказал три каменных мемориала . Какие-то некромантские у него замашки...
Я продолжаю разбираться в этой игре, и чем больше я разбираюсь, тем интереснее становится . Плохо только то, что она слишком увлекательна и я могу часами сидеть и экспериментировать, пытясь построить колодец или снять какого-нибудь верхолаза с очередного дерева. А потом бац! - и четыре часа ночи . А еще плохо, что русский перевод глючит и периодически теряет буквы . В принципе, и с этим глюком все понятно, но все равно немного раздражает.
Игровое. Dwarf Fortress
Помнится, в самом начале я ругалась на ужасное (даже не так - УЖАСНОЕ) управление, а сегодня с удивлением заметила, что автоматически щелкаю по нужным кнопкам . Но вообще с русскоязычной Dwarf Fortress гораздо проще, чем с англоязычной. Там бы я вряд ли так быстро привыкла.
А начну я с удивившего меня момента. Наступило лето, и вокруг прудов стали носиться какие-то серые блоки. Я решила, что это какие-нибудь враги в скрытности, навела на этот блок курсор и оказалось, что это рой комаров! Рой комаров, ну надо же, тут даже комары есть ! И они даже краснеют (наверное, когда напиваются дварфийской крови). Даже такие мелочи продуманы... Интересно, а другие насекомые там тоже есть ?
читать дальше со скринами
А начну я с удивившего меня момента. Наступило лето, и вокруг прудов стали носиться какие-то серые блоки. Я решила, что это какие-нибудь враги в скрытности, навела на этот блок курсор и оказалось, что это рой комаров! Рой комаров, ну надо же, тут даже комары есть ! И они даже краснеют (наверное, когда напиваются дварфийской крови). Даже такие мелочи продуманы... Интересно, а другие насекомые там тоже есть ?
читать дальше со скринами