14:57 

Утащила запись

Llirael
Сегодня наткнулась в сообществе на ссылку на запись, которую не могла не утащить и не перевести в меру своих сил :dragon2:. Я очень хорошо понимаю, что тут написано:

19.02.2017 в 21:20
Пишет Amy Benson:

The MOON is an EGG.
After the episode had first aired, I heard that people on the Doctor Who discussion forums had wondered if the moon from the 1967 serial The Moonbase was an egg too, and asked why no-one had ever thought to mention this at the time. This, I thought, is almost exactly the wrong question to ask about Kill the Moon, because the whole point of the thing is that the moon of 2014 is not the same as the moon of 1967. In the sixties, the idea that human civilisation would one day expand out to space was more or less taken as read: bases on the moon and inhabited wheels in space were things that could quite conceivably exist in the real future as well as the one the Doctor poked around in on-screen. Against this backdrop, the race to put a man on the moon is symbolic of a wider assumed future — and one which adults and children could both conceivably believe in.

Subtextually, I think Kill the Moon is about what happens when this future no longer seems real. In it, the weapons of the sixties — the Earth’s last ever nuclear bombs — are intended to destroy the imagined future of the sixties, here represented by the moon itself. Significantly, the episode portrays the moon as being a bit rubbish; grey, breaking apart, literally covered in cobwebs, coded as something from our past instead of our future. It’s there as the spent remains of what the future was going to be rather than what any of us now think the future really is, and there to remind us that the symbols of that future are not ones that hold real power or appeal for our society any more.

This, the episode has realised, presents something of a problem for Doctor Who. As a cultural artefact that is itself from the sixties, the future as a place where human expansion and exploration beyond Earth is something that actually happens is more or less hard-coded into the show’s DNA. However, Who has now been around for long enough that the future depicted in its earlier years is either already close to becoming the past — the 1967 serial The Enemy of the World, for example, is set in the distant era of 2018 — or is manifestly not going to become a reality in the years to come. Half the men who walked on the moon are now dead; it’s 45 years since a human set foot on the place. The expansion that seemed inevitable in the sixties has dissipated away, and the symbology of the future has stayed the same more or less through sheer inertia.

Kill the Moon, then, alludes to the simple fact that this state of affairs cannot continue.


Интересный текст про Kill the Moon. Там дальше, как водится, про Трампа, но в целом мне нравится это прочтение.

URL записи

И мой перевод:

"ЛУНА -ЯЙЦО
После того, как эпизод показали в первый раз, я слышал, как люди на форумах "Доктор Кто" задавались вопросом, была ли Луна из серии "Лунная база" в 1967 году яйцом и спрашивали, почему об этом никто не упоминал. Я думаю, это неверный вопрос, потому что Луна 2014 года не то же самое, что Луна 1967 года. В шестидесятые годы верили в идею о том, что человеческая цивилизация однажды проведет экспансию в космос: база на Луне и обитаемое колесо в космосе были той вещью, которая вполне может существовать в реальном будущем, как и Доктор, которого видели на мерцающем экране. На фоне этого отправка человека на Луну символизирует более расширенную версию будущего, в которую одинаково верили и взрослые, и дети.
Думаю, что подтекст серии "Убить Луну" - то, что происходит, когда это будущее перестает казаться реальным. В ней оружие шестидесятых - последние атомные бомбы Земли - призвано уничтожить воображаемое будущее шестидесятых, представленное здесь самой Луной. Примечательно, что эпизод изображает Луну как кучку мусора; серая, разваливающаяся, буквально покрытая паутиной, словно код из нашего прошлого, а не будущего. Это как осколки того, чем могло быть будущее а не то, как любой из нас теперь представляет действительное будущее, оно напоминает нам, что символы того будущего уже не имеют той мощи и больше не имеют реальной власти над нашим обществом.
Эта серия осветила проблему "Доктора Кто". В ДНК шоу, как в культурном артефакте из шестидесятых годов, более или менее жестко закодировано будущее, где экспансия человечества за пределы Земли и космические исследования являются чем-то реальным. Тем не менее, сериал существует достаточно долго, чтобы будущее, изображенное в его ранние годы, было близко к тому, чтобы стать прошлым - серия 1967 года "Враг Мира", к примеру, происходит в далекой эре 2018 года - и явно не отражает реальности ближайших лет. Половина людей, которые были на Луне, теперь мертвы; прошло 45 лет с тех пор, как человек ступил туда. Экспансия, казавшаяся неизбежной в шестидесятые годы, давно перестала быть реальностью, а символы будущего остались прежними только по инерции.
"Убить Луну" намекает на тот простой факт, что такое положение дел не может продолжаться. После кризиса 2008 года кажется, что будущее - это место, где мы работаем больше времени за меньшие деньги все более и более сомнительными способами, которые не являются хорошим сценарием для захватывающих приключений в пространстве и времени. Этот взгляд на будущее не изменился с момента выхода серии "Убить Луну" в 2014 году. Действительно, будущее, которое там изображается, кажется слишком оптимистичным: в 2017 году кажется маловероятным, что в нашем будущем случится глобальное ядерное разоружение и появится темнокожая женщина-президент в США. Учитывая это, что может показать нам сериал, который специализируется на нашем будущем? Как он может сохранить оптимизм относительно того, что ждет нас впереди, когда это, кажется, игнорирует реальные факты?
Ну, он может это сделать, изменив реальные факты. Многие люди критиковали серию "Убить Луну" после выхода в эфир потому, что большинство вещей, происходящих в ней, далеки от науки. Это правда, но я не уверен, что это важно - это история о том, как мы представляем то, что существует в мире, а не о том, может это или не может происходить на самом деле. По сути, эта серия говорит о том, что будущее может быть переосмыслено - и, более того, может быть спасено, - только тогда, когда наше восприятие Вселенной радикально изменится. Недостаточно бродить теми же тропами вокруг того, что есть будущее или что оно значит. Скорее, надо уметь жить в мире, кардинально отличающемся от настоящего, - например, думать о Луне как о яйце, а о будущем - как о месте, где обитают фантастические драконы.
"

Вот, именно это. Надежда, которая жила в шестидесятые. Даже не вера - практически уверенность в том, что звезды гораздо ближе, чем кажутся, что полеты в космос - это дело будущего, причем будущего ближайшего. У нас, в Англии, в Америке и почти везде, где наука развилась достаточно, чтобы увидеть грядущие перспективы. И эту уверенность видно - в оригинальном сериале "Звездный путь", в старых сериях "Доктора Кто", у нас - в куче фантастических рассказов и книг. Мне вспоминаются истории об Алисе Селезневой Кира Булычева (ранние истории, до "Гостя в пустыне") и его же "Доктор Павлыш", и братья Стругацкие, и Станислав Лем, и многие другие. Эта уверенность рушилась, опускалась сначала до просто веры, а потом - до обычной фантастики, сказки. В конце восьмидесятых еще верили в космическое будущее, но уже по инерции. А потом компьютеры перестали занимать целую комнату, технологии стали развиваться немного в другом направлении, появились другие проблемы и другие задачи, и звездное небо снова стало уделом мечтателей.
Да, появилось много нового, - персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, малюсенькие компьютеры, встроенные везде - от простейшей микроволновки и какой-нибудь стиральной машины до огромного робота на заводе. Но человечество не преодолело световой барьер и даже не приблизилось к скорости света, на Марс не летают как на экскурсию, земляне не объединились в одну огромную всепланетную страну и даже не построили базы на той самой Луне. На фоне всего этого - новых достижений и старых представлений - то будущее из шестидесятых выглядит наивно, немного нелепо и местами смешно. Оно вызывает острую ностальгию, похожую на ностальгию по детству, но явно не является реальностью. В него хочется верить, хочется даже отмотать время назад, чтобы поверить в него было возможно, но... оно не сбылось и явно не сбудется. А сериал, как правильно заметили, понемногу приближает будущее к настоящему и события серий шестидесятых происходят уже в современности. И они никак не соответствуют этой самой современности.
Возможно, явная, откровенная фантастичность и местами сказочность последних сезонов "Доктора Кто" растет как раз отсюда? События уже упомянутой 4 серии 5 сезона старого "Доктора Кто" "Враг мира" происходят в 2018 году - он наступит через год. Но показанное в серии будущее даже отдаленно не совпадает с настоящим - взять хотя бы эту Организацию Объединенных Зон. События серии "Лунная база" происходят в 2070 году - чуть подальше, но не так далеко, как кажется. А Зои, спутница второго Доктора, практически наша ровесница. Относительно ровесница, потому что действие "Колеса во времени" происходит в двадцать первом веке без точного указания года. Тут, я думаю, сериал наступил на вечные грабли фантастов - будущее в фантастическом произведении должно быть отдаленным и абстрактным. Без указания конкретных дат и цифр. Потому что при должном везении фильм, сериал или книга доживут-таки до того будущего, о котором идет речь. И если в произведении будут компьютеры-ящики, а в современности - ультратонкие ноутбуки, то дата будет резать глаз. Если в произведении изображают чуть ли не утопию, а в реальности до утопии далеко - это тоже будет резать глаз.
Впрочем, "Доктор Кто" очень успешно справился и с этим. Успешно на мой взгляд :dragon2:. "Wibbly wobbly, timey wimey" - как раз из этой попытки увязать прошлое и настоящее. Как и любимый мной крохотный эпизод, в котором Эми идет покупать себе маленькой мороженое :D - "Время постоянно переписывается, каждый день". Время в сериале изменчиво, и если второй Доктор когда-то встретился с Саламандером, то он встретится с Саламандером - это уже не отменить. Но это не значит, что будущее будет обязательно таким - с Организацией Объединенных Зон и Саламандером. Потому что время с тех пор несколько раз основательно перетряхнуло, Вселенную - перекроило и сшило, и будущее со вторым Доктором, который встречался с Саламандером, незаметно отодвинуло в какой-нибудь параллельный поток времени или параллельную Вселенную, равно как и все события старого сериала :alles:. Не "этого никогда не было", а "это было, но в прошлой Вселенной". Но на Доктора это не повлияло, потому что это его прошлое. Как у Эми остались воспоминания о том, что у нее никогда не было родителей, когда после перезагрузки Вселенной и завершения истории с Трещиной эти родители у нее появились. История с Трещиной все эти истории, когда время и пространство глобально встряхнуло и перевернуло, позволяют такую трактовку, и мне она очень симпатична :dragon2:.

Если вдруг нужно -

@темы: мысли, Доктор Кто, Doctor Who

URL
   

Ventus et pluviae

главная